На вилле Гульнары Каримовой в Женеве нашли 60 музейных раритетов, незаконно вывезенных из Узбекистана
Захвативший принадлежащий Гульнаре Каримовой дом в Женеве беженец и правозащитник Сафар Бекчон сообщил, что в доме находятся 60 шедевров художественного искусства, предположительно из фондов музеев Узбекистана.
Что именно нашли в доме Гульнары?
Фотоснимки некоторых картин Сафар Бекчон поместил на своей страничке в социальной сети Facebook. По его словам, когда он занял дом старшей дочери Президента Узбекистана Ислама Каримова — Гульнары, расположенный по адресу 1223 ch Chemin de la Prévôté 7 в кантоне Женева Швейцарии, то обнаружил валявшиеся без присмотра картины среди мусора.
[fergananews.com, 23.12.2013, "Швейцария: Политэмигранты из Узбекистана устроили "оккупай" дома Гульнары Каримовой в Женеве": Согласно данным, полученным «Ферганой» в реестре недвижимости кантона Женевы, строением и земельным участком, расположенными по адресу 7 Chemin de la Prévôté, Cologny, Geneva, общей площадью 2473 квадратных метров, включающими в себя два дома и три подсобных помещения (гараж, теплица, и еще одно маленькое здание), владеет Goulnora Karimova, 08.07.1972 года рождения. По данным швейцарской прессы, дочь президента Узбекистана приобрела этот особняк в январе 2009 года за 18,2 млн долларов. — Врезка К.ру]
По утверждениям специалистов, ознакомившихся с фотографиями картин, эти произведения являются собственностью музеев Узбекистана и могли быть вывезены из страны незаконным путем. Корреспондент радио «Озодлик» (узбекская служба радиостанции «Свобода») исследовал с помощью искусствоведов и художников как эти картины оказались в доме Гульнары Каримовой (Gulnora Karimova) в Женеве, и на каком основании это могло произойти.
Прежде всего, внимание искусствоведов привлекла висевшая в доме картина народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова «Красавица». Близкие художника Ахмарова, его ученики и искусствоведы сообщили «Озодлик», что вероятность того, что на фотоснимке, помещенном в соцсети, именно эта картина, очень высока. Народный художник Узбекистана Гафур Кодиров, а также бывший в близком знакомстве с Чингизом Ахмаровым, ныне живущий в США художник Сергей Игнатьев признали в фотоснимке произведение, принадлежащее кисти Чингиза Ахмарова и являющееся шедевром узбекской культуры. В свое время сотрудничавший с Гульнарой Каримовой, ныне живущий в Канаде искусствовед Борис Чухович также подтвердил, что изображенная на фотоснимке картина является оригиналом.
Все беседовавшие с редакцией «Озодлик» специалисты задавались вопросом, на каких правовых основаниях и с какой целью была вывезена из страны эта картина, входящая в «золотой фонд» культуры Узбекистана. Корреспондент «Озодлик» в поисках ответа на этот вопрос воспользовался помощью Сафара Бекчона, обнаружившего 60 картин в доме Гульнары Каримовой.
Искусствоведы, познакомившиеся с фотоснимками, помещенными Сафаром Бекчоном в Facebook, назвали их «подозрительной коллекцией, состоящей из самых ярких произведений авторитетных художников в истории Узбекистана». В Женевской вилле Сафар Бекчон обнаружил находившиеся там без присмотра такие картины, как «Красавица», «Уйгурская красавица», «Девушка с зеркалом» кисти Чингиза Ахмарова, три картины, принадлежащие кисти умершего в 1964 году художника Виктора Уфимцева — представителя течения изобразительного искусства «Авангард Туркестана», произведения народного художника Узбекистана Рузи Чориева и других умерших знаменитых художников.
Сафар Бекчон, обнаруживший картины, утверждает, что на некоторых картинах имеются музейные железные таблички. «Например, есть такая табличка на рамке картины Рузи Чориева «Пахта» (Хлопок). Ни на одной картине нет печати о разрешении на вывоз из Узбекистана», — говорит Сафар Бекчон. Услышав информацию, полученную от Бекчона, проживающий в Канаде искусствовед Бори Чухович прокомментировал ее следующим образом: «Обычно, на картины, вывозимые за границу, ставится печать отдела экспертизы Министерства культуры Узбекистана. На основе этой печати, картины проходят через таможню. На картинах, обнаруженных в Женеве, такой печати нет, значит вывезены они из Узбекистана незаконно. Например, произведения Виктора Уфимцева отличаются редкостью, как они могли быть вывезены, непонятно».
По словам сотрудника отдела экспертизы Министерства культуры и спорта, никаких законных оснований для вывоза названных картин из Узбекистана не было. «Согласно существующего законодательства, разрешения на вывоз картин за пределы Узбекистана, написанных до 1964 года, не даются. Даже если вы являетесь хозяином картины, вы не можете ее вывезти. Это общий закон, который распространяется на всех. Для таких произведений, как принадлежащих кисти Чингиза Ахмарова и Виктора Уфимцева, правило еще более ужесточается. То есть, даже если картины этих авторов датируются позже 1964 года, их вывоз запрещен, так как это — шедевры», — рассказал сотрудник отдела экспертизы Министерства культуры и спорта, пожелавший остаться неизвестным.
Как картины оказываются за границей
Стоит напомнить, что картины Виктора Уфимцева, находящиеся в Женеве, датируются 1959 и 1960 годами. Художник Сергей Игнатьев, беседовавший с «Озодлик», на основании имеющейся у него информации, сказал, что эти картины могли быть украдены из фондов музеев. Ташкентский художник Вячеслав Охунов также отметил, что обладает информацией о том, что чиновники воруют произведения из музейных фондов Узбекистана. «Один мой знакомый рассказал мне, что получил заказ на смывку государственных печатей на холстах картин, являющихся музейными экспонатами. Я заинтересовался, расспросил подробности, и выяснил, что организованная преступная группировка занимается на постоянной основе вывозом произведений искусства из музеев Узбекистана за границу», — рассказал ташкентский художник. Все беседовавшие с «Озодлик» искусствоведы и художники резко осудили вывоз столь подозрительным способом произведений искусства, являющихся неотъемлемой частью культурного богатства узбекского искусства и культуры, и брошенных на произвол судьбы в пустующем доме в Женеве.
Узнавший об этой истории правовед из Лондона сказал «Озодлик», что Сафар Бекчон, захвативший виллу Гульнары Каримовой, должен сообщить в полицию об обнаруженной художественной коллекции. «В данном случае ясно, что обнаружена художественная коллекция, принадлежащая Узбекистану. Эта коллекция станет доказательством в обвинении Гульнары Каримовой в контрабанде художественных произведений и послужит правовой страховкой Сафара Бекчона, о чем рассказал лондонский правовед, пожелавший остаться неизвестным. Собеседник также заявил, что необходимо установить общественный контроль над обнаруженными культурными ценностями в женевском доме Гульнары Каримовой.
В процессе разбирательства редакция «Озодлик» также обратилась к ответственному за изобразительное искусство чиновнику из Министерства культуры и спорта Узбекистана. Пожелавший не называться, этот чиновник раскрыл подробности схемы разграбления произведений искусств, принадлежащих музеям. В подтверждение своих утверждений, этот бывший сотрудник поделился с журналистами через Facebook двумя фактами о вывозе из музеев Узбекистана выдающихся произведений на аукционы. Рассмотрением (подбором) произведений художников занимается доктор искусствоведческих наук Н.А. (здесь и далее приводятся только инициалы из-за невозможности связаться с этими лицами по телефону — Ред.), а организацией выставок этих художников в России и других государствах, а также продажей произведений на аукционах и крупным коллекционерам полностью занимается Э.А. Два года назад Фонд Форум, который партронировала Гульнара Каримова, с большим торжеством организовал юбилейную выставку Ахмарова. Тогда Э.А. выгнал республиканское телевидение, которое приехало освещать это мероприятие, сославшись на то, что Гульнара не дала на это разрешения. Это была самая большая ретроспектива произведений Ахмарова за последние 100 лет. После этой выставки многие картины оказались в России и других иностранных государствах, рассказал бывший чиновник.
Также он сообщил, как чуть было не вывезли и не продали по специальной схеме самое знаменитое произведение Государственного музея искусств Узбекистана «Она уйлари» (Думы матери). «В Москве была организована большая личная выставка Рахима Ахмедова. На эту выставку из Ташкентских музеев в принудительном порядке от имени Гульнары Каримовой были вывезены несколько ярких произведений, в частности, в Москву отвезли знаменитую на весь мир «Она уйлари» для продажи частным коллекционерам. Бесценный шедевр Государственного музея искусств Узбекистана оценили в 59 тысяч долларов США и договорились с Э. о ее продаже. (Э. — дочь художника Рахима Ахмедова), там же убедили дочь сделать копию с картины ее отца в Москве. Однако об этом узнал глава выставочного зала и разразился большой скандал. Произведения из основных фондов музея срочно вернули из Москвы в Ташкент. На полученный аванс продали произведения, которые в списках не значились, тем и «закрыли тему». Выставки произведений художников Тансибоева и Уфимцева также провели быстро и картины были вывезены и возвращены тайно и по приказу Гульнары», — рассказал бывший чиновник.
Он также поведал, что однажды таким случаем заинтересовался даже Интерпол. «Говорят, что из-за пары таких организованных выставок и вывезенных на них из музеев Узбекистана некоторых шедевров был снят с должности министр культуры и спорта Рустам Курбонов, поскольку произошло неприятное ЧП. Н. и Э. познакомили с Гульнарой Каримовой парижского искусствоведа Андре Накова (болгарина по происхождению), который затем попался на границе Бельгии Интерполу с 10 картинами, которые проверили по подозрению в принадлежности Государственному музею искусств Узбекистана», отметил собеседник. По утверждению чиновника, именно на основе созданной Гульнарой Каримовой схемы пропали непонятным образом из Ангренской галереи Уфимцева произведения Кашиной, Тансикбоева, Лабаса, Ахмарова.
Корреспондент «Озодлик» позвонил в Министерство культуры и спорта Узбекистана и попросил объяснения по факту, как могли попасть на Женевскую виллу, где никто не живет, 60 шедевров узбекских художников из музеев страны, при том, что нет никаких законных оснований для их вывоза. Корреспондент сообщил представителю министерства, что речь идет о доме Гульнары Каримовой.
Представитель пресс-службы Министерства культуры и спорта Дилфуза Каршибоева ограничилась кратким ответом на вопрос: «Наш отдел экспертизы сказал правду. Шедевры искусства и произведения до 1964 года запрещены к вывозу из страны. По другим вопросам вам следует прийти в приемную и лично обратиться к министру», — сказала она.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», Сафар Бекчон сообщил, что он обнаружил в захваченном им доме также экземпляр перевода «Священного Корана», датируемый 18-м веком, но это уже тема для другого журналистского расследования.
Источник: profi-forex.org